|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Беседа 23 декабря 1910 г.


Совершение молитвы Иисусовой очень важно. В Оптиной Пустыни все иноки обязаны ежедневно совершать пятисотницу, т.е. правило, состоящее из 300 молитв Иисусовых, 100 Божией Матери, 50 Ангелу-хранителю и 50 – всем святым. Хотя это правило обязательно только для иноков, но хорошо бы было, если бы миряне совершали его, по возможности. Хорошо также ежедневно прочитывать 90-й и 50-й псалмы, 90-й псалом “Живый в помощи Вышняго” полезно читать три раза в день: утром, в полдень и вечером. В полдень на человека особенно нападает блудный бес, этот же псалом далеко отгоняет его прочь.
Апостол Петр говорит: Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Петр. 5, 8). Как поэтому необходимо всегда творить молитву Иисусову, которая есть крепкое оружие против врага! Господь сказал: Именем Моим бесы ижденут (Мк. 16, 17). Молитва эта открывает человеку вечные тайны Божии.
В Сибири подвизались два друга, – Василиск  и Зосима . Последний был человеком образованным, а первый даже неграмотный. Несмотря на такое различие, они искренно любили и дополняли друг друга. Василиск, хотя был и неграмотным, отличался высокой духовной жизнью. Непрестанное творение Иисусовой молитвы доставляло ему невыразимое наслаждение и вводило в глубину Богопознания. Часто, когда Зосима приходил к Василиску, тот был в таком духовном экстазе, что не мог вести обыкновенную беседу. Василиск сообщал Зосиме высокие истины, которые тот записывал и после даже издал книгу, но многое не было в нее внесено, т.к. Василиск не все позволил записывать. Но эта книга трудная, и распространять ее нельзя, так как многое в ней может соблазнить человека, не имеющего понятия о прохождении Иисусовой молитвы. Чтобы понять эту книгу, надо ее проходить опытом. Такие, как о.Макарий ее поняли бы , но для малоопытных в духовной жизни она не годится, так как это – высота.
Исполняйте и вы, мои детки, по силе, эту молитву, она сохранит вас от всякого зла. Исполняя ее, вы будете постепенно приобретать кротость, смирение и незлобие. Вы сознаете свои недостатки и вам не захочется осуждать ближнего, к врагам отнесетесь благодушно, к недругам доброжелательно. Эта святая молитва будет хранителем вашего девства, если останетесь в девицах, если же кто из вас выйдет замуж, то она же отведет вас от всякого дурного человека и пошлет доброго верующего друга для совместной помощи на жизненном пути.
Есть три пути: замужество, девство и монашество. Каждый путь может привести в Царство Небесное. В замужестве – исполняя во имя Христово обязанности матери и жены, в девстве – посвящая его Богу; в монашестве – отрекаясь от всего Царствия Божия ради. Я не зову вас в монастырь; при настоящем упадке монашеской жизни иногда легче спастись в миру. У всякого своя дорога, только бы человек искренно искал Бога, стремился к Нему. Конечно, путь монашеский есть путь царский, и кто, поступив в монастырь, будет истинным монахом, тот сподобится великой награды.
Интересный случай, происшедший всего несколько лет тому назад. В некоей пустыне один послушник решился выйти из монастыря. Накануне собрал он свои вещи и пригласил несколько послушников прийти к нему на другой день прощаться. Обещал напоить чайком, а, может быть, и водочкой. На следующий день пришли гости и удивились. Все вещи опять были разложены, а инок сидел на лавке, вовсе, по-видимому, не собираясь уходить.
– Где угощение? Где самовар?
– Самовар стоит на полке, – был ответ. – Впрочем, если хотите, я его, пожалуй, поставлю.
– Т.е. как это, если хотите? Ведь ты же нас собирался угостить на прощанье!
– Да я, братие, никуда не ухожу. Господь вразумил меня.
И инок рассказал о своем сновидении. Он удостоился видеть обитель, уготованную инокам; по красоте своей она была несравненно лучше обители для мирских людей. Этот рассказ произвел на всех сильное впечатление. Передали игумену, тот архиерею. Архиерей признал сон духовным. Он был напечатан отдельной книжечкой .
Но как ни спастись, лишь бы спастись! Господь всех зовет в Свое Царство: “Се стою при дверех и толку, аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною” (Откр. 3, 20), – говорит Христос. Блаженны те, кто слышит глас Господень и следует за Ним!
В Казани я знал одну старицу, матушку Евфросинию. Святая это была душа, с юных лет услышавшая призыв Спасителя. Матушка Евфросиния была единственной дочерью богатых и знатных родителей. С детства она росла тихим и кротким ребенком. Когда ей минуло двенадцать лет, ее отвезли в Смольный институт. Здесь свободное от занятий время проводила она за чтением священных книг. Ее в шутку называли монашечкой. Она окончила институт и вернулась к родителям, которые были вне себя от радости. При уме и образованности Евфросиния отличалась необыкновенной красотой, что вместе с огромным богатством сулило ей счастливую жизнь. Но сердце Евфросинии не лежало ни к чему земному, она неудержимо стремилась ко Христу, Которого возлюбила с детства. Суета и роскошь в доме родителей были ей нестерпимы. По случаю окончания ею института родители устроили ей великолепный бал; они любовались и гордились дочерью, которая в бальном платье, вся залитая бриллиантами, была поразительно хороша. Но вот, среди бала Евфросиния выбирает удобный момент и незаметно покидает зал. Придя в свою комнату, она сбрасывает с себя бриллианты, переодевается в платье горничной и, оставив родителям записку, чтобы ее не искали, вместе с верной служанкой покидает родительский дом. Долго скитались молодые девушки, во многих монастырях их боялись принять. Наконец, поселились они в одном Смоленском монастыре и жили там, не постригаясь. Впоследствии матушка Евфросиния прибыла в Казань. Здесь один благочестивый купец выстроил ей отдельный домик и святая старица мирно доживала свои дни. Я по временам посещал ее. Интересны были ее беседы, всегда живые, глубокие, назидательные. Она была очень умна и начитана, и в беседе с нею время летело незаметно.
Однажды она рассказала мне о том, как слышала пение ангельское. Это было так: по какому-то делу матушка Евфросиния ходила к преосвященному Киевскому Филарету . Подходя к дому Владыки, она услышала чудное, необыкновенное пение. Наслаждаясь им, матушка недоумевала, кто бы мог так дивно петь, верно, к Владыке приехали откуда-нибудь певцы, – подумала она. Придя к Владыке, матушка Евфросиния рассказала ему о том, что слышала и о своем предположении. Владыка задумался.
– Нет, – сказал он, – петь у меня некому. Ты слышала, мать, пение ангелов, но не придавай этому большого значения, чтобы не возгордиться.
Однажды с месяц я не был у матушки Евфросинии. Когда я отправился к ней, то у ворот встретил купца, который сказал мне: “Идите же скорее, она, матушка Евфросиния у нас кончается”. Я вошел в ее келлию. Старица лежала тяжело дыша, глаза ее были закрыты. Когда я подошел к ней, она открыла их, и лицо ее озарилось ласковой улыбкой. – “Слава Богу! Павел Иванович пришел,” – произнесла она медленно. Я взял ее руку и, сложив персты для крестного знамения, трижды осенил ее. Лицо ее еще более просветлело. Она слегка вздохнула, затем дыхание ее сделалось коротким и через несколько минут ее не стало.
С утра до вечера келлия матушки Евфросинии была наполнена народом. Все хотели отдать последний долг усопшей, непрерывно читали Псалтирь. Я лично не читал, т.к. много было желающих. Сидел я в келлии между шкафом и дверью и пристально смотрел в лицо усопшей. Прекрасное было лицо, такое спокойное, радостное и в то же время величественное. Тяжело мне было. Я чувствовал себя таким одиноким. Хоронили ее во вторник, как помню; когда вносили ее в церковь, хор запел: “Радуйся, Варваро, невеста Христова прекрасная”. Оказывается, читали акафист св. великомученице Варваре. Впоследствии оказалось, что это не было простой случайностью: матушка Евфросиния была в тайной схиме, хотя почти никто этого не знал, и имя имела – Варвара. Слова припева так ясно относились к ней. Господь утешил меня в моей скорби. Вскоре после погребения я увидел сон: обширное безпредельное поле, народу ни души. Посреди поля стоит гроб с матушкой Евфросинией, и я стою возле него. Раннее утро и еще темно. Вдруг вижу – по небу движутся целые полки воинов со знаменами; казалось, они шли после решительной битвы и очень устали. Я не могу ясно различить их лиц, т.к. не совсем рассвело, но восходящее солнце уже освещает верхушки их знамен с золотыми крестами. Я проснулся и недоумевал, что означает этот сон, мне объяснили его так: воины со знаменами – это полки ангельские, воевавшие с супротивными силами за душу матушки Евфросинии и победившие. Ангелы принимают деятельное участие в судьбе человека, если враги нападают на нас со всех сторон, то тем более светлые, любвеобильные Ангелы стремятся защитить нас, если только человек сам сознательно не переходит на сторону зла.
Меня поразил рассказ матушки Евфросинии о слышанном ею ангельском пении, но в Житиях святых встречается много таких примеров.
Известно повествование о св. Пимене Многострадальном. Он жаждал пострига, и вот однажды ночью видит: приходит игумен с братией и совершает над ним пострижение. Через несколько времени пришел игумен того монастыря с братией и удивился, что о.Пимен облачен в иноческие одежды. На вопрос, кто постригал Пимена, этот последний, изумившись, сказал: “Да ты же сам, отче!” Стали спрашивать монахов, бывших в соседних келлиях, и все подтвердили, что слышали дивное пение молитв, поющихся при пострижении. Понял тогда игумен, что Пимен был пострижен ангелами .
Об ангельском пении еще есть повествование, сравнительно недавнее. Это в Вологодской губернии. Служили в одном храме обедню. Вдруг на улице произошел пожар. Все бросились из храма, он совсем опустел и остались только диакон и священник. Певчие тоже разбежались. Но когда диакон начал ектению, с клироса послышалось чудное пение. Мимо церкви проходил в это время один поляк. Привлеченный дивным пением, он вошел в церковь и был поражен небывалым зрелищем. Церковь пуста, только престарелый священник в алтаре и диакон на амвоне. На хорах – светлые мужи в белых одеждах. Они-то и пели.
По окончании литургии поляк подошел к священнику и спросил его, кто были эти благолепные мужи, которые так дивно пели на хорах.
– Это ангелы Божии, – ответил иерей.
– Если это так, то я сегодня же хочу креститься, – сказал поляк.
– Вы уже крещены, – ответил священник, – примите только православие.
И поляк был присоединен к Православной Церкви, благодаря ангельскому пению.
Сохранилось предание об одном иноке, который, достигнув уже высокой духовной жизни, совершив всевозможные подвиги, начал смущаться помыслом о том, в чем же будет заключаться вечное блаженство. Ведь человеку все может наскучить. В смущении инок не находил себе покоя, душа его скорбела. Однажды пошел он в лес и зашел и густую чащу. Уставши, присел он на старый пень, и вдруг ему показалось, что весь лес осветился каким-то чудным светом. Затем раздалось невыразимое сладостное пение. Весь объятый духовным восторгом, внимал Старец этому пению. Он забыл все на свете. Но вот, наконец, пение прекратилось. Сколько времени оно продолжалось – год, час, минуту – Старец не мог определить. С сожалением поднялся он со своего места, как бы хотелось ему, чтобы это небесное пение никогда не прекращалось! С большим трудом выбрался он из леса и пошел в свой монастырь. Но почему-то на каждом шагу Старец удивлялся, видя новые, незнакомые ему здания и улицы. Вот, наконец, монастырь. – “Да что же это такое? – сказал он про себя, – я, верно, не туда попал”. Старец вошел в ограду и сел на скамью рядом с каким-то послушником.
– Скажи мне, Господа ради, брат, это ли город N.?
– Да, – ответил тот.
– А монастырь-то ваш как называется?
– Так-то.
– Что за диво?
И начал подробно расспрашивать Старец инока об игумене, о братии, называл их по именам, но тот не мог понять его и отвел к игумену.
– Принесите древнюю летопись нашего монастыря, – сказал игумен, предчувствуя, что здесь кроется какая-то великая тайна Божия.
– Твой игумен был Иларион?
– Ну да, ну да! – обрадовался Старец.
– Келларий такой-то, иеромонахи такие-то?
– Верно, верно, – соглашался обрадованный Старец.
– Воздай славу Господу, отче, – сказал тогда игумен. – Господь совершил над тобою великое чудо. Те иноки, которых ты знал и ищешь, жили триста лет тому назад. В летописи же значится, что в таком-то году, такого-то числа и месяца пропал неизвестно куда один из иноков обители.
Тогда все прославили Бога.
Существует предание, что в древности были птицы, пение которых звучало так сладостно, что человек, слушая, умирал от умиления. На старце, триста лет слушавшем ангельское пение, удивил Господь Свое милосердие. Не оставил он в смущении раба Своего, столько лет Ему работавшего, и вразумил и утешил его Ему Единому ведомыми судьбами. Любит Господь кротких, смиренных, ибо Сам кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). На кого воззрю, – говорит Господь, – токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис. 66, 2).
Св. Исаак Сирин  говорит: Когда на одну сторону положишь все дела жития сего, а на другую молчание, тогда найдешь, что оно перевешивает на весах .
Не так давно скончавшийся епископ Феофан  так высоко ценил молчание, что в последние годы своей жизни оставил все и затворился в своей безмолвной келлии. Помещение его состояло из нескольких комнат и домашней церкви, где епископ Феофан ежедневно совершал литургию. Он писал иногда друзьям своим и замечал между прочим: “Я – архиерей, я и иерей, я диакон, я и псаломщик”.
При епископе жил келейник, который убирал его помещение и готовил ему пищу; епископ Феофан любил чистоту и у него было даже уютно. Когда келейник входил, епископ уходил в другую комнату. Безмолвие доставляло ему высокое утешение, возносило его дух горе. И все мы твердо верим, что принял Господь его чистую душу в Свое Небесное Царствие.
Но в обыкновенной жизни иногда молчание бывает преступно. Садится, например, семейство за обед, а одна из дочерей не хочет ни с кем разговаривать. Ну, молчит, молчит – и мать начинает смотреть на нее косо. “Что это она не разговаривает? Верно, считает нас ниже себя”. Мать начинает говорить дочери неприятности, а та думает: “Ах, так! Так я совсем ничего не скажу”. Наконец, мать замолкает, но по лицу ее видно, что она очень недовольна. Кончается обед, и все стремятся уйти друг от друга подальше. Скажите, кому приятен такой подвиг молчания? Людям он не нравится, да вряд ли и Господу угоден. Господь заповедует: О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35).
Старайтесь, детки, жить в мире со всеми, насколько, конечно, это от вас зависит. Апостол говорит: Аще возможно еже от вас, со всеми человеки мир имейте (Римл. 12, 18). И если будете к этому стремиться, то Сам Господь не оставит вас Своею помощью, поставит вас в такие условия жизни, при которых легче всего спастись и, наконец, наполнит сердце ваше истинной любовью, которая есть верх совершенства и является источником неизреченной радости, неизреченного блаженства.
Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .